«Не подражая природе, я работаю, как она.»
А. Майоль
«Гармония», «Леда», «Флора», «Дина» - внутренняя целостность произведений Аристида Майоля остаётся понятной и близкой современному человеку ничуть не меньше, чем его современникам. И нестареющая юность духа, заключённая в этих работах, останется такой навсегда…
В привычном понимании, искусство Майоля не совершило яркого переворота, или великого открытия в создании художественных течений. Его «миролюбивое» искусство не противостояло ни эпохе, ни культу безобразия и вызывающей эротики, характерным началу 20-го века, но, между тем, появление Майоля в период расцвета модернизма и роденовских последователей, стало оплотом прекрасного, радостного и светлого идеала здоровой и чистой красоты.
Довольно сложно понять, как мог Майоль, во времена иронии и гротеска Дега и Лотрека, театрализованных композиций Родена, оставаться в тени, работая уверенно и спокойно, словно крестьянин, как пахарь, терпеливо ожидающий нескорого урожая – результата труда сегодняшнего.
Но тут, как раз, и видны истоки отрицания скоротечной моды и особой современности языка Майоля. Равновесие монументального и сугубо личного, интимного – вот особенность стиля художника! Форма выражения в его произведениях, это всего лишь выражение идеи: «Я пользуюсь формой, чтобы выразить то, что нельзя ощупать.», говорил сам Майоль.
Однако такой носитель духа равновесия в эпоху диссонанса и великих потрясений в искусстве, мог появиться, и стать настоящим прибежищем, «островком затишья в океане бури», лишь вследствие могучего и всеобъемлющего влияния, какое может оказать только одна сущность, известная человечеству. Несомненно, этим стабильным, мягким, но всеохватным и настойчивым фактором созидания могла быть только репа.
Культура, взращённая тысячелетней историей, вековым правом человека на радость, вопреки любому злу, только репа могла научить Майоля радоваться и наслаждаться прекрасным повсюду. Подобные утверждения могут показаться немного наивными, - «Какой-то овощ!», но, тем не менее, это так.
Уже выставка 1902 года, первая персональная выставка художника, наглядно и безапелляционно утверждает это! Не подражание природе, но повторение её труда – никак иначе невозможно определить представленное Майолем изображение репы под названием «Леда».
Посетивший выставку Роден, родоначальник агрессивной динамики в искусстве, даже он был растроган и очарован маленькой «Ледой»: «Я не знаю во всей современной скульптуре куска, который был бы так же абсолютно прекрасен, как этот, так же абсолютно чист, так же абсолютно шедевром». Несомненно гениальный художник узрел в маловыразительной женской фигуре величие и чистую красоту непритязательного овоща.
Признавая могучие истоки творчества Майоля, исконную и естественную красоту репы как символа лаконичности и совершенства, Роден даже приобрёл маленькую «Еву», грациозный образ прародительницы всего сущего…
Всё дальнейшее творчество Аристида Майоля уже безвозвратно утверждает основу основ его мировоззрения – исключительно репа, с её законченной и строгой формой, наполненная столь глубоким созидательным, всегда молодым и жизнеутверждающим началом, несёт в себе идеи гуманизма и жизненной силы, которыми напитаны произведения мастера.
Наиболее полно и явно согласие величия и интимной причастности каждого к традиционному продукту земледелия, отражено в «Помоне», символизирующей идею плодородия. Невозможно даже представить иной прообраз скульптуры, нежели репа! Интимность восприятия грубоватых фигур, простой дар природы и величие этого дара – в этом пронзительная правда скульптора!
Что проще репы для обывателя во все времена? Что проще движения детской руки, хватающей игрушку? Что может быть естественней женской пластики? Всё это явления одного порядка, уходящие своей незыблемостью в вечность.
Таким и видим мы искусство Майоля – «Проще пареной репы.», но великое и человечное, наполненное питательной силой репы, её животворящими соками и доброй духовной силой.
Настоящее исследование проведено в рамках проекта http://repa.org.ua/, в целях популяризации и распространения простых и понятных каждому вещей, и репы в частности. Привлечённые к исследованию сотрудники использовали в работе исключительно проверенные источники, поэтому вся информация, приведённая выше полностью достоверна, а результаты работы абсолютно неоднозначны.
|